Create a Joomla website with Joomla Templates. These Joomla Themes are reviewed and tested for optimal performance. High Quality, Premium Joomla Templates for Your Site

Demo

ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.С. ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВА

В здании Института искусств Новосибирского педагогического университета состоялась выставка народного художника РФ Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова. На выставке представлены графические и живописные работы, выполненные в 1990-2010х годах. Имя Михаила Сергеевича хорошо известно. Его работы получили признание еще во второй половине 1960х годов. Тематика произведений  советского периода в творчестве Омбыш-Кузнецова неразрывно связана с трудовыми буднями заводских рабочих и строителей. Работы постсоветского времени свидетельствуют о безусловном интересе художника к развитию своего таланта в отношении усложнения символической составляющей творчества, а также в разработке выразительности цветового решения композиции.

Интересна работа «Советская икона» (1993 г.), в которой образ знаменитой монументальной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» решен в яркой, близкой к абстрактной, манере. Сила и стремительный динамизм этого образа подчеркнуты боковым фоном картины – почти пустым, словно разрушающимся пространством. В диагональных ритмах композиции и акценте на устремленных вверх шаровидных формах просматривается связь с хрестоматийным произведением Константина Юона «Новая планета», созданным вскоре после Октябрьской революции. Мечта об обновлении жизни, о рождении нового миропорядка потерпела крах, как стало также утопическим представление о достоинстве человека труда, о его влиянии на собственную судьбу и судьбу государства.

Интересно решен образ женщины, сидящей на стуле с пустым стаканом в руке («Герника», 2005). Голову женщины «атакуют» детали из знаменитой композиции Пабло Пикассо «Герника» - это образы ужаса, отчаяния и смерти. Они словно уже наполовину исполнили свою страшную роль: половина лица женщины уже не имеет черт, они стерты, осталась пустота.

На выставке есть работы, являющиеся итогом поездок за границу. Это впечатления от Китая, где городская улица, расцвеченная яркими цветами, вызывает ассоциации со средневековым государством, с желтыми крышами «Запретного города» («Старый Ханчжоу», 2018). Непростая жизнь простого люда Китая нашла себе выражение в образе пожилого рикши, сидящего на своем старом велосипеде с коляской («Провинция», 2018). Темперамент художника склоняется к потенциально драматическим образам и поэтому спокойные, безмятежные городские виды, такие, например, как «Старый Дубровник»  (2018 г.), в меньшей степени удаются Омбыш-Кузнецову. Резкие зигзаги крыш домов справа словно добавлены к композиции в последний момент и вносят диссонанс в общее умиротворяющее впечатление от городского пейзажа.

Большая картина «Гнездо» (2016 г.) решена на противопоставлении энергичных фигур сварщиков и спокойных поз рабочих, закончивших смену и уходящих со стройплощадки.  В решении полотна особая роль принадлежит цвету. Красно-оранжевый в правой части композиции не только формирует восприятие пространства, не давая взгляду зрителя уйти в глубину и подчеркивая передний план, где идет интенсивная работа сварщиков; он также вызывает ассоциации с трудовыми лозунгами, социалистическим соревнованием и переходящими знаменами трудовой славы. Красный же слева вызывает воспоминания о произведениях русской живописи, таких, например, как «Вихрь» Филиппа Малявина. Это цвет радости, цвет полнокровной жизни, цвет традиции. Спокойные лица рабочих, закончивших смену, освещены дружелюбной улыбкой, люди переговариваются, может быть, подшучивают друг над другом. Для них тяжелый физический труд – это не только возможность заработать. Это также возникающее чувство единения. Картина демонстрирует, что тема производительного труда сегодня вновь обрела актуальность. Труда, дающего что-то полезное стране и людям, оставляющего после себя заводы, дороги, школы и больницы. Труда, объединяющего людей чувством собственной значимости, чувством достоинства.

Выставка работ Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова очень интересна. Она, без сомнения, дает студентам вуза хороший пример в отношении не только построения  строгой и в то же время динамичной композиции, уверенного рисунка и выразительного цвета, но также привлечет их внимание к интенсивному поиску символики художественного языка, способного передать сложность современного мироощущения.  

Н.И. Макарова